Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Американский экономист, общественный деятель, представитель школы человеческих отношений Честер Ирвинг Бернард (1886-1961), уроженец Новой Англии, является своего рода исключением среди гуру менеджмента.
В молодости Бернард работал на ферме, затем изучал экономику в Гарвардском университете, зарабатывая деньги на настройке и продаже пианино, а также управлении танцевальной группой. Он не получил бакалавра Гарварда, но ряд университетов позже предоставили ему звания почетного доктора.
Бернард присоединился к американской телефонной и телеграфной компании (в настоящее время AT&T) в 1909 году. При поддержке АТ&Т он стал президентом компании New Jersey Bell Telephone, которую возглавлял с 1927 по 1947 годы. В 1942 году основал компанию United Service Organizations Inc. и стал ее президентом .
Честер Бернард известен как автор книг «Функции руководителя» (1938) и «Организация и менеджмент» (1948) возможно, самых влиятельных книг 20-го века по управлению и лидерству. В них автор определил феномен, который мы сегодня называем человек организации, утверждая, что самой главной чертой руководителя, дающей наибольший вклад в общее дело (и его самым главным качеством), должна стать приверженность самому делу, причем личные устремления руководителя должны быть подчинены интересам организации.
Актуальность изучения данной темы состоит в том, что идеи и теории управления в организации Честера Бернарда для своего времени были новаторскими и необычными, его труды дали толчок развитию экономической мысли в целом и сейчас их можно проследить в трудах других известных мыслителей теории менеджмента.
Цель данной работы – рассмотрение системного подхода в управлении Ч. Бернарда в организации.
Задачи данной курсовой работы: в первой главе автор рассмотрит системный подход в управлении Ч. Бернарда в современной организации: основные понятия теории Ч. Бернарда и основные положения теории Ч. Бернарда; во второй главе будет изучен системный подход в управлении Ч. Бернарда и его вклад в развитие менеджмента: особенности системного подхода в управлении Ч. Бернарда и вклад Ч. Бернарда в развитие менеджмента в целом.
Объектом данного исследования будет являться системный подход Ч. Бенарда.
Предметом исследования данной работы будут экономические идеи Честера Бернарда.
Основные используемые источники литературы в данной курсовой работе: Barnard C. The Functions of the Executive. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1938, Stefania Zanda Building Efficient Management and Leadership Practices: The Contemporary Relevance of Chester I. Barnard's Thought in the Context of the Knowledge-Based Economy. Springer, 2018, Nikezic S. Dzeletivic M. Vucinic D. Chester Barnard: Organisational-Management Code for the 21st Century // Procedia - Social and Behavioral Sciences, June 2016, Основы управления бизнесом: Уч. пос. Ефремова Ю.Е. под общ. ред. Издательство: Форум, 2016.
Честер Бернард рассматривал бизнес-организации как более эффективные инструменты социального прогресса, нежели церковь или государство отчасти оттого, что они движимы союзом личностей, трудящихся на благо общей цели и не управляются авторитарно.
Бернард предложил системный подход к изучению организации, который содержит психологическую теорию мотивации и поведения, социологическую теорию сотрудничества и сложных взаимозависимостей, а также идеологию, основанную на меритократии.
Бернард утверждал, что для того, чтобы руководство было эффективным, его нужно воспринимать как легитимное.
Бернард считал, что главная задача руководства - управлять как технологическими, так и человеческими активами организации. Ответственность, честь и преданность, с которой руководители выполняют свои обязанности, является самой важнейшей из функций исполнительной власти.
Для бизнесмена своего времени Честер Бернард был необыкновенно проницателен, утверждая, что авторитет на предприятии существует лишь настолько, насколько сотрудники готовы его принимать.
Глава 1. Системный подход в управлении Ч. Бернарда в современной организации
1.1. Основные понятия теории Ч. Бернарда
Система определяется как совокупность вещей, связанных друг с другом, в целях формирования единства или органического целого. Система состоит из элементов, которые связаны друг с другом и зависят друг от друга, но при взаимодействии образуют единое целое. По определению любое явление можно анализировать с точки зрения систем.
Системный подход в менеджменте основан на тезисе, что все части организации взаимосвязаны и взаимозависимы. Системный подход сам по себе не нов. Этот подход был впервые разработан в естественных и физических науках. Даже в административной и управленческой литературе системные концепции были использованы Тейлором и другими в начале этого столетия .
Основная идея системного подхода - организацию нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Каждое решение и действие по отношению к любой части организации имеет последствия для всей системы.
Системный подход основывается на принципах:
1) единства - совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;
2) развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;
3) глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум для подсистем или элементов не является оптимумом всей системы;
4) функциональности - совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;
5) децентрализации - сочетание децентрализации и централизации;
6) иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей;
7) неопределенности - учет вероятностного наступления события;
8) организованности - степень выполнения решений и выводов .
Вклад Бернарда в понимание феномена организации является одним из важных ориентиров в эволюции административной теории.
Теория Бернарда считается как сходящимся, так и кульминационным моментом теории рациональности с одной стороны и синтезом формальной и неформальной теории - с другой.
Цель его теории, как утверждал сам Бернард, заключается в том, чтобы обеспечить всестороннюю теорию поведения в формальных организациях. Эта теория была выработана на основе опыта, который Бернард приобрел на различных важных административных должностях, которые он занимал.
Бернард стремится развивать свою теорию по одному центральному вопросу, а именно, при каких условиях возможно совместное с остальными поведение человека? Для него организация - это кооперативная система. Он утверждает, что сотрудничество исходит из необходимост
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. - Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015.
2. Классики менеджмента пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
3. Лафта Дж. К. Теория организации. Москва: ТК Велби: Проспект, 2016.
4. Основы управления бизнесом: Уч. пос. Ефремова Ю.Е. под общ. ред. Издательство: Форум, 2016.
5. Arsovski, S., Nikeziс S. Leadership: la clé d'une gestion efficace des changements. 2016.
6. Barnard C. The Functions of the Executive. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1938; Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
7. Gabor, A. & Mahoney, J. Chester Barnard and the Systems Approach to Nurturing Organizations. 2015.
8. Lyne de Ver, H. Conceptions of Leadership. Developmental Leadership Program, 2017.
9. Mahoney, J.T., and Godfrey, P. The Functions of The Executive at 75: An invitation to reconsider a timeless classic. 2017.
10. Nikezic S. Dzeletivic M. Vucinic D. Chester Barnard: Organisational-Management Code for the 21st Century // Procedia - Social and Behavioral Sciences, June 2016.
11. Stefania Zanda Building Efficient Management and Leadership Practices: The Contemporary Relevance of Chester I. Barnard's Thought in the Context of the Knowledge-Based Economy. Springer, 2018.
127
Srđan Nikezić et al. / Procedia - Social and Behavioral Sciences 221 ( 2016 ) 126 – 134
127
Srđan Nikezić et al. / Procedia - Social and Behavioral Sciences 221 ( 2016 ) 126 – 134